Руководитель следственного отдела по городу Всеволожску СУ СК России по Ленинградской области рассказал о ключевых направлениях отдела на страницах газеты "Всеволожские вести"

17:04 17.01.2025

Руководитель следкома Всеволожского района рассказал о ключевых направлениях отдела
 
15 января – День образования Следственного комитета РФ – особый день для сотрудников Следственного комитета, тех, кто стоит на страже закона и справедливости, распутывает самые сложные дела, ведет жесткую борьбу с коррупцией и экстремизмом, делает всё, чтобы преступления не оставались безнаказанными. Ведь для них главное – восстановить справедливость, будь то расследование тяжких преступлений или дел, что называется, житейских. В канун Дня образования ведомства мы встретились с руководителем следственного отдела по городу Всеволожску майором Бадмой Гиляндиковым.
Пожалуй, для такой работы нужны особая хватка, сильный характер, смекалка, готовность действовать ответственно и принципиально даже в самых сложных обстоятельствах. Поэтому наш собеседник не привык пасовать перед трудностями. За время работы в нашем районе он сумел ощутить всю специфику муниципального образования и передать в суд ряд сложных и резонансных дел. О ключевых направлениях деятельности руководитель отдела рассказал в интервью корреспонденту «Всеволожских вестей».
Мигранты в России: вред или польза?
– С какими результатами ваше подразделение пришло к началу нынешнего года? Сколько уголовных дел было возбуждено во Всеволожском районе в прошлом году?
– Думаю, что работу нашего отдела за этот период можно назвать удовлетворительной. Мы справились с большинством поставленных задач. За год в суд было направлено порядка 50 уголовных дел, из них 40 преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких, а также к коррупционным и экономическим правонарушениям. К сожалению, много правонарушений совершают мигранты. Поэтому обоснованно считаю, что политика в этой сфере должна вестись в направлении ужесточения въезда непрошеных гостей. Полностью согласен с повышением КПД контроля за миграционными потоками со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
– Одни говорят, что мигранты – выгода для бизнеса, особенно когда катастрофически не хватает рабочих рук. Другие убеждены – запустив их в Россию, мы открыли ящик Пандоры. Где она, золотая середина, и как сделать так, чтобы не получилось, что Россия миграционной политикой заколачивает утюгом гвозди?
– На самом деле я сторонник ужесточения миграционного законодательства. Считаю, что закрывать глаза на правонарушения приезжих нельзя. Это чревато опасными процессами. Как показывает следственная практика, в основном в Россию приезжают некомпетентные «кадры», которые не могут связать двух слов по-русски. Поэтому Следственный комитет РФ держит на особом внимании правонарушения, которые совершают мигранты. Не секрет, что близость к Петербургу как сладкий пряник манит нелегальную рабочую силу и в наш Всеволожский район.
Поэтому отказываться от контроля над трудовой миграцией никак нельзя. Скорее наоборот, необходимо его усиливать, ибо это может ударить по безопасности страны. Ведь что показывает практика? В некоторых санкт-петербургских агломерациях нелегальная рабочая сила образовывает целые гетто. И здесь также необходимо разбираться, проводить рейды, выявлять нарушителей, выдворять их за пределы наших границ.
– Но ведь когда-то была одна большая страна – СССР, где представители разных республик мирно трудились, работали, путешествовали. Существовала некая спайка, склейка, все «варились» в одном общем котле… Куда все делось? Почему в одночасье братские республики оказались чужими?
– Тут, как ни крути, палка о двух концах. С одной стороны, когда-то была одна большая держава. Ее яркие представители – родители и деды нынешних мигрантов. Культурные, интеллигентные, русскоговорящие, еще советской закалки, знающие и уважающие историю и ценности России. Такие люди могут дать фору любому нашему местному жителю. Однако они не готовы уезжать с насиженных мест. А вот молодое поколение смотрит на нашу страну только с точки зрения «подзаработать». Они категорически не желают интегрироваться. Большинство сегодняшних приезжих не знают традиций, истории и очень плохо владеют русским. Про Великую Отечественную войну молодежь тоже ничего не слышала, поэтому жарит сосиски на Вечном огне.
Сегодня все каналы пестрят сообщениями о нарушениях общественного порядка, а также сексуального характера, которые совершаются приезжими. Только в 2024 году было возбуждено порядка 25 уголовных дел данной категории, где были замешаны мигранты, и в большинстве таких случаев они находились незаконно в России.
Слабая профилактика как повод для убийства
– Согласно статистике, в месяц на вверенном вам участке, а это Янино, Кудрово, Новосаратовка, Колтуши, пос. им. Свердлова и Морозова, Всеволожск и Рахья, происходит три–четыре убийства. Сомневаюсь, что все преступления совершили мигранты. На ваш взгляд, как выходит, что число бытовых правонарушений во Всеволожском районе растет?
– Большинство тяжких и особо тяжких преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения теми, кто ранее был привлечен к уголовной ответственности. Отсюда вывод – виной сложившейся ситуации является слабая профилактика. Примеры здесь однотипные: муж с женой живут в гражданском браке, выпивают и колотят друг друга, систематически к ним выезжает наряд полиции. Через месяц ситуация повторяется вновь. Дежавю какое-то. А потом такие «горячие посиделки» завершаются поножовщиной с летальным исходом.
– За несколько дней до Нового года во Всеволожске пропала девочка. Слухи поползли самые разные. Заговорили даже о том, что в городе есть маньяк, похищающий детей. Но, как мы знаем, подростки в пубертате способны на разные неординарные поступки. Часто к вам обращаются родители, и находите ли вы сбежавших детей?
– В основном дети возвращаются. Говорить о том, что во Всеволожске орудует маньяк, неправильно. Что касается правонарушений, которые совершают подростки, то наше подразделение тесно взаимодействует с инспекцией по делам несовершеннолетних. Это позитивно сказалось на статистике – число преступлений в данной категории в прошлом году сократилось.
– Может быть, вы расскажете о наиболее резонансных делах последнего времени?
– Одно из громких расследований касается статьи по финансированию экстремизма. Еще один интересный случай связан с мошенниками и касается поджога отделения связи на улице Невской в микрорайоне Южный. Не менее резонансное дело, которое мы направили в суд, касалось похищения несовершеннолетнего во Всеволожске. Четверо злоумышленников, переодевшись в военный камуфляж, похитили ребёнка и вымогали у родителей денежные средства.
– Число правонарушений, связанных с неконтактным мошенничеством, растет. Многие сталкиваются со звонками, когда голос из телефонной трубки сурово говорит: «Вам звонят из Следственного комитета. Хочу сообщить, что у вас большие проблемы…». Удивительно, несмотря на предупреждения, некоторые граждане все еще ведутся на такой развод. Что это – гипноз? Вот буквально на днях жена французского миллионера повелась на развод и перевела фейковому «Брэду Питту» около 900 тысяч евро…
– Злоумышленники и преступники «мутируют», подстраиваясь под нынешние реалии. Да, некоторые граждане серьезно относятся к их словам, что им звонят «сотрудники полиции, СК и т.д.» и не чувствуют подвоха. А дальше возможны два варианта. Первый – когда гражданину предлагают поучаствовать в поимке мошенников. Вариант второй – если человек на том конце провода испугался, злоумышленники предлагают встретиться и договориться. Поэтому нужно быть начеку и не поддаваться никаким уговорам!
– В последнее время всё чаще говорят об искусственном интеллекте. А может он заменить работу следователей?
– Однозначно не сможет! У ИИ отсутствует следственная интуиция и психологический контакт. Ведь только человек может легко увидеть то, что скрыто от глаз, найти следы на земле, под водой и даже раскрыть преступление, когда нет ни свидетелей, ни улик. Да, безусловно, нам помогают технологии, которые сегодня на грани фантастики. Искать и находить злоумышленников можно с помощью различных экспертиз. Вот только на одном анализе далеко не уедешь и преступника не поймаешь. Самое главное оружие следователя – это его ум. Как найти общий язык и раскрутить на признание злоумышленника? Только войдя в доверие. Разве способен ИИ на такое?
– Бадма Александрович, а что, с вашей точки зрения, основное в профессии следователя?
– Командная работа. Естественно, любое расследование – напряженный процесс, но своих сотрудников я всегда ориентирую на то, что нет преступлений, которые невозможно раскрыть. Кроме того, к нам часто обращаются жители района, которые нуждаются в поддержке, им надо помочь с выдачей положенного лекарства, квартиры, земельного участка, обеспечением электроснабжения, уборки территории. Мы стараемся помочь всем, в частности социально незащищенным слоям населения, хотя иногда к нашей непосредственной работе это не относится. Но тем не менее мы обязаны разобраться и принять меры к решению проблемы.
Что касается расследований, мы подходим к ним с высокой ответственностью и полной отдачей сил. В немалой степени благодаря этому, а также принятию оперативных мер по обращениям, поступающим к нам от граждан, удается добиваться раскрываемости убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Коллектив у нас небольшой. Наши кадры, как говорится, «штучный товар», на вес золота. В профессиональный праздник хочется поблагодарить всех за работу и пожелать крепкого здоровья и мирного неба над головой.