Интервью следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Томской области Дарьи Чумаченко областной газете "Томские новости", приуроченное ко Дню матери

10:26 25.11.2024

Служебные будни и семейные хлопоты следователя Дарьи Чумаченко
Женщина в погонах. Это не только красивая форма, но и железная дисциплина, высочайший уровень ответственности, причём порой даже похлеще, чем у коллег-­мужчин. Для следователя по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Томской области, майора юстиции Дарьи Чумаченко такой стиль жизни вполне приемлем. С утра она развозит детей в садик-­школу и едет в управление, заниматься делами других детей.
Вещдоки и аргументы
Почти пять лет назад, когда создавался второй отдел по расследованию особо важных дел, тогдашний заместитель руководителя отдела криминалистики СУ СК России по Томской области Алексей Краснопёров пригласил её в новую структуру, курировать дела, так или иначе связанные с ребятишками. За это время следователь Чумаченко участвовала в раскрытии нескольких громких уголовных дел. Одно из них связано с задержанием стрежевскими оперативниками серийного маньяка-­насильника Березницкого. После того, как следователи-­мужчины раскрыли преступление, Дарье Чумаченко предстояло собрать весомую доказательную базу для предъявления её в суде. И она это сделала, поставив подпись на окончательном заключении в резонансном уголовном деле, состоящем из 68 томов!
– Раскрытие преступления – это с одной стороны, скорость, когда вместе с операми проводятся достаточно стремительные следственные действия, а с другой – муторный и долгий сбор вещественных доказательств, – поясняет майор юстиции Дарья Чумаченко. – А если учесть серию преступлений на протяжении ряда лет, когда некоторые из вещдоков были попросту утрачены, предстояло запросить и собрать в одно дело повторные заключения экспертов. В это же время у непростого обвиняемого появилось сразу много платных защитников. Одним словом, пришлось много и усердно потрудиться, дособрать недостающие звенья и аргументы, чтобы чистенькое, готовое дело ушло в прокуратуру, а потом в суд. Под Новый, 2021-й, год я его отправила и вот относительно недавно маньяка осудили. Правда, он до сих пор обжалует приговор.
Кроме насильников, говорит Дарья Чумаченко, коллеги продолжают «подкидывать» ей и граждан, неровно дышащих к детям. Из последних громких дел – привлечение к уголовной ответственности гендиректора санатория «Чажемто».
– Я взяла его буквально с первого заявления, когда ко мне пришла мама потерпевшей девочки, – вспоминает Дарья Алексеевна. – И довела это дело до суда. Моё искреннее убеждение – потерпевших по изнасилованиям, особенно детей, допрашивать должна женщина-­следователь, потому что следователю-­мужчине ребёнок не всё может рассказать. Так что все дела второго отдела этой направленности руководство поручает вести мне.
Беспристрастность и сентиментальность
Еще из громких дел – Могочинская трагедия, тревожным эхом прокатившаяся по всему региону. Осенью 2023 года в Молчановском районе были задержаны опекуны, которые не только избивали, но и истязали малолетних детей. Особенно сильно пострадала шестилетняя девочка, до сих пор пребывающая в тяжелом состоянии. В этой семье четверо детей находилось под опекой.
Дарья Чумаченко тогда только вышла из декретного отпуска и попросила коллег дать ей вспомнить азы – что-нибудь из уголовного или уголовно-­процессуального кодексов. Сначала она расследовала относительно легкое дело с тремя трупами и одним педофилом.
А потом ей пришлось вникнуть в трагедию, которая случилась в отдаленном селе Могочино.
– Вести такие дела непросто: бывают и слезы, и душевная боль, – признается Дарья Алексеевна. – Из шести детей двое основных потерпевших – Ваня и Алёна, и у меня у самой Ваня и Алёна, то есть от параллелей никак не избавиться. И это было безумно тяжело.
Следователь не скрывает, что остро нуждалась тогда в поддержке, и прежде всего в психологической. К счастью, в такие моменты всегда рядом были её муж, мама и коллеги из ближайшего окружения. Среди них – сейчас уже старший помощник руководителя следственного управления СУ СК России по Томской области по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации, майор юстиции Наталия Дзюбань. Именно она – тогда старший следователь-­криминалист – давала Дарье вроде бы простые, но такие нужные в период следствия советы: «Выдыхай, ты сильно прониклась этим делом». Выдохнули, забыли и сейчас ждут приговор по делу, которое следователь Чумаченко летом этого года направила в суд. Его она собирала с особой тщательностью.
Когда все дома
Вне работы Дарья старается больше времени проводить в кругу родных. Правда, собраться всем вместе семье Чумаченко удается не всегда. Дело в том, что ее супруг Дмитрий тоже носит погоны, служит в УФСИНе.
– Наш брак зиждется в основном на его чувстве юмора и легкости отношения к жизни, – улыбается Дарья. – И это несмотря на то, что он тоже является сотрудником системы. Муж во многом поддерживает меня, потому что только в семье ты можешь быть беззащитной и слабой женщиной.
У супругов двое детей: 12-летний Иван учится в Русской классической гимназии № 2. Подросток хорошист во всём, вот только рисование его подводит.
– Он не рисует, а чертит, – защищает сына мама. – Надеюсь, будет инженером, как дедушка Алексей.
Три года назад в семье случилась всеобщая радость – родилась долгожданная дочка. Алёна – абсолютно счастливый ребенок, за которую всегда готов заступиться и старший брат, и папа, конечно. Это отдушина четырёх поколений большой семьи Чумаченко-­Гордеевых.
Общие праздники они стараются отмечать все вместе или поочередно заезжать к бабушкам-­дедушкам. Вот и в День матери вчетвером сначала поедут к родителям Дарьи, а затем к родителям Дмитрия. Возможно, если будет дорога, удастся доехать в деревню и до бабушки Дарьи – Любы. По традиции, все виновницы праздника получают в этот день скромные букеты, а потом пьют чай с тортом. Старшее поколение не нарадуется, как растут внуки, а Дарья и Дмитрий интересуются, чем помочь родителям.
Дарья признается, что очень бы хотела передать своим детям те ценности, что незримо, через личное отношение и деликатное воспитание передала ей её мама, педагог с многолетним стажем – любовь к детям, уважение к мужу, как главной опоре в семье.
Сейчас майор юстиции Чумаченко в отпуске, но это отдых только от работы. С утра она по-прежнему отвозит детей в садик-­школу, а затем берется за ремонт. Недавно супруги приобрели новую квартиру, ее обустройство начали с детской. Как знать, может время спустя кто-то третий из этой комнаты позовёт её: «Мамочка!»…