Памятка для пожилых граждан

16:08 30.09.2023

Обеспечение безопасности граждан старшего возраста – задача, которой следственными органами Следственного комитета Российской Федерации уделяется особое внимание. Следственная практика по уголовным делам, потерпевшими по которым стали граждане старшего возраста, позволяет сформулировать ряд общих и простых рекомендаций, следование которым поможет уменьшить риск стать жертвой преступных посягательств.


Рекомендуется соблюдать бдительность и осторожность:
- избегать нахождения в лифте с незнакомыми или малознакомыми людьми;  всегда закрывать входную дверь в квартире на замок, даже при нахождении в ней или покидании на короткий срок;
- не открывать дверь и не впускать в квартиру (дом) незнакомых людей, даже если они представляются сотрудниками различных социальных (коммунальных) служб. Чтобы убедиться, настоящие ли перед Вами работники той, или иной службы, позвоните в учреждение (службу), представителем которой они называются, и поинтересуйтесь, направлялся ли к Вам этот сотрудник;
- чтобы Вас не обманули, в дни получения пенсий, посещайте почтовые отделения, отделения банков и банкоматы с людьми, которых Вы хорошо знаете и которым доверяете; получив пенсию, пересчитывайте деньги незаметно для окружающих;
- по возможности, обращайте внимание на окружающих людей и не вступайте в беседу с незнакомыми;
- старайтесь возвращаться домой через людные и хорошо освещенные места;
- в общественном транспорте поздним вечером старайтесь садиться ближе к водительской кабине.
- Не поддаваться на уловки телефонных мошенников.
Сегодня, когда широко используются мобильные телефоны и личный номер может быть у всех, от ребенка до пенсионера, случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.
Как показывает статистика, чаще в сети телефонных мошенников попадаются пожилые или доверчивые люди. Каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.
 Основные схемы телефонного мошенничества:
1.    Обман по телефону.
Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвинен в совершении того или иного преступления. Это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство. Далее в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительного органа. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует перевести на определенный расчетный счет или передать какому-либо человеку. Цена вопроса составляет такую - то сумму. В организации обмана по телефону с требованием выкупа участвуют несколько преступников. Звонящий может находиться как в исправительно-трудовом учреждении, так и на свободе. Набирая телефонные номера наугад, мошенник произносит заготовленную фразу, а далее действует по обстоятельствам. Нередко жертва сама случайно подсказывает имя того, о ком она волнуется. Если жертва преступления поддалась на обман и согласилась привезти или перечислить указанную сумму, звонящий называет адрес, куда нужно приехать, либо номер счета.
Аналогичным образом могут звонить мошенники сотрудникам государственных органов либо предпринимателям и, представляясь, например, руководителем какого-либо государственного органа (правоохранительного, надзорного, контролирующего), под предлогом приезда комиссии проверяющих требуют организовать либо «теплый прием» в форме бесплатного предоставления услуг (питание, подарки, организация отдыха и т.д.), либо перечислить определенную сумму денежных средств на указанный расчетный счет для организации досуга проверяющих или достижения необходимых положительных результатов проверки.
 КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь (либо в указанный государственный орган). Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками для уточнения информации. Хотя беспокойство за родственника или близкого человека мешает мыслить здраво, следует понимать: если незнакомый человек звонит Вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник. Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, и если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, следует задать уточняющие вопросы: «А как я выгляжу?» или «Когда и где мы виделись последний раз?», т.е. задавать вопросы, ответы на которые знаете только вы оба. Если вы разговариваете якобы с представителем правоохранительных органов, спросите, из какого он правоохранительного органа (другого ведомства). После звонка следует набрать «02», узнать номер дежурной части данного отделения и поинтересоваться, действительно ли родственник или знакомый доставлен туда.
Само требование взятки должностным лицом является преступлением.
2.SMS-просьба о помощи.
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону. Такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Дополнительную опасность представляют упростившиеся схемы перевода денег на счет. Абонент получает на мобильный телефон сообщение: «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» или другие.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
3.Телефонный номер-грабитель.
Развитие технологий и сервисов мобильной связи упрощает схемы мошенничества. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный номер мобильного телефона. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, изменение тарифов связи, проблемы со связью или с Вашей банковской картой и так далее. После того как Вы перезваниваете, Вас долго держат на линии. Когда это надоедает, Вы отключаетесь – и оказывается, что с Вашего счета списаны крупные суммы.
Существуют сервисы с платным звонком. Чаще всего это развлекательные сервисы, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Единственный способ обезопасить себя от телефонных мошенников - не звонить по незнакомым номерам.
4.Телефонные вирусы.
Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета. Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер ..., для подтверждения операции, отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать тысячи таких сообщений. Сразу после перевода денег на фальшивый счет они снимаются с телефона.
Не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS – вполне возможно, что в этом случае с Вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма.
Существует множество вариантов таких мошенничеств. Будьте бдительны!
5. Выигрыш в лотерее, выигрыш автомобиля.Если Вы узнали о проведении лотереи только в момент «выигрыша», и при этом ранее Вы не заполняли заявку на участие в ней и никак не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, Вас пытаются обмануть. Оформление документов и участие в таких лотереях никогда не проводится только по телефону и Интернету.
6. Ошибочный перевод средств.
Вам приходит SMS-сообщение о поступлении средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат услуг. Сразу после этого поступает звонок, и Вам сообщают, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с Вашего счета. Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.
То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.
КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:
Советуем Вам не поддаваться на обман. Если Вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.