"Стопроцентная раскрываемость: криминалист о современных методах поимки преступников" - интервью заместителя руководителя отдела криминалистики изданию Сибкрай
10:55 20.10.2024
Фото Сибкрай
Криминалист рассказал Сибкрай.ru, как новые технологии помогают ловить преступников, несмотря на давность совершенного преступления. Он также поделился деталями резонансных дел прошлых лет, произошедших в Новосибирской области.Заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета России по Новосибирской области, подполковник юстиции Алексей Дереза уверен, что каждого преступника рано или поздно найдут. По крайней мере, если в деле занят криминалист, пытающийся распутать клубок событий неочевидного преступления, то это точно рано или поздно случится.
– В современном мире совершить «идеальное преступление» крайне тяжело и практически невозможно, – поделился с Сибкрай.ru размышлениями Алексей Дереза. – Существует очень много методов раскрытия, которыми мы пользуемся и которые нам помогают. Сейчас процент раскрываемости в Новосибирской области практически равен 100 %.В субботу, 19 октября, отмечается юбилейная 70-я годовщина создания службы криминалистики. В СССР она была при прокуратуре. В современное время криминалисты работают при Следственном комитете, с момента основания ведомства – 2011 года. Криминалист Алексей Дереза попал в СУ СКР с момента его появления, а в отдел криминалистики с 2018 года. В честь знаменательной даты Алексей Дереза рассказал редакции о деталях своей работы.Каждый отдел криминалистики – особенный. В них работают наиболее опытные профессионалы.– В отличие от следователя, следователь-криминалист обращает внимание на все мелочи – помогает следователю в изъятии каких-то предметов, вещей и так далее. Следователь-криминалист, как правило, выезжает не на все преступления. Но бывают выезды на «бытовые» преступления. В «бытовых» обычно все сразу понятно и ясно. Наше участие в таких делах минимизировано. В основном выезжаем, когда знаем, что ведет дело молодой следователь – у него мало опыта и стажа. Помогаем в обязательном порядке, – объясняет Алексей Дереза.Работать по «бытовым» преступлениям следователям-криминалистам приходится из-за того, что таких наибольшее количество. Среди них попадаются и особо тяжкие: против половой неприкосновенности, изнасилования, убийства или причинение смерти по неосторожности. К слову, часто «бытовые» преступления совершают будучи под градусом.
Профиль криминалистов – тяжкие и особо тяжкие преступления, резонансные в обществе дела. Все они совершенны неочевидным способом или человеком. Задача профессионалов на выезде – составить всю картину произошедшего.– В деле мы абсолютно неразлучны со следователем. Следователь – главное лицо в раскрытии уголовного дела. Мы как инструмент, который помогает следователю в расследовании. Мы сопровождаем дела, оказываем практическую и методическую помощь. У нас существует очень много криминалистической техники, которую мы используем во время выезда на месте преступления. Следователь, по большей мере, не пользуется этой техникой, у него другие задачи в работе, а наша – «помочь» следователю использовать эту криминалистическую технику. Своих следователей мы учим ей пользоваться, помогаем. Но, опять же, какая бы не была высокотехнологичная криминалистическая техника, без участия следователя-криминалиста какого-либо результата не получится, потому что она может показать какой-либо факт. Например, на месте происшествия мы видим какой-то след. Мы не можем визуально понять, что это – кровь или жидкость иного происхождения. Техника помогает нам на месте сразу определить – кровь это или нет, и в дальнейшем двигаться в правильном направлении. Часто бывают случаи, когда, все в каких-то пятнах, следователь может предположить без элементарных инструментов, что это кровь и пойти по ложному следу, – описал роль следователя-криминалиста Алексей Дереза.
Криминалистика, как комплекс методов и наука, не стоит на месте. К примеру, сейчас эксперты пробуют нейросети в своей работе. Но пока что этот инструмент экспериментальный и, по большому счету, только «прощупывается» и какой-либо особой роли в профессии практически не играет. Однако в область криминалистики уже плотно вошло отслеживание преступников по камерам наружного видеонаблюдения, восстановление удаленной информации с цифровых носителей, взлом «запароленной» техники. Получилось также отслеживать ДНК по преступлениям, совершенным в прошлом.К примеру, Алексей Дереза вспомнил о преступлении, раскрытом в прошлом году. Совершено оно было зимой 1998 года – женщину изнасиловали и убили. Раздетое тело, лежавшее на шубе, нашли на улице. Алексей Дереза назначил ДНК-экспертизу по изъятой шубе – там нашли следы биоматериала подозреваемого.– Выделили ДНК-профиль возможного преступника. Вернулись к тем лицам, которые ранее попадали в наше поле зрения. Установили лицо, задержали, доставили в отдел и проверили на полиграфе, то есть провели психофизиологическое исследование. Во время полиграфа он дал признательные показания. Сейчас осужден – получил 15 лет и 6 месяцев лишения свободы, – рассказал Алексей Дереза. Именно он занимался этим делом.Как оказалось, преступником был односельчанин погибшей. Зацепиться следователям было не за что: они были незнакомы – только видели друг друга на улице, но из-за внезапного конфликта на почве алкогольного опьянения произошло преступление. Раскрыто оно только благодаря ДНК-тесту.
Похожий случай благодаря работе криминалистов сейчас рассматривается в суде. Еще в 1997 году была обнаружена сгоревшая и изнасилованная пожилая женщина. Опять же, в свое время был выявлен список подозреваемых, однако один скрылся на территории другого государства.– Гражданина поставили на контроль. Выяснили, что он раз в пять лет возвращался в Россию. В прошлом году, когда он пересек территорию Российской Федерации, нам об этом сообщили. Мы оперативно сработали. Он первоначально дал признательные показания. Но пока дело рассматривается. Приговор еще не вынесен, – пояснил Алексей Дереза.А при помощи развитой системы камер видеонаблюдения в Новосибирске следователям-криминалистам удалось раскрыть резонансное преступление 2023 года, когда киллеры устроили покушение на одного из бизнесменов. Бандиты стреляли в машину предпринимателя на автопарковке, выпустив семь пуль. Потерпевший чудом выжил. Группа скрылась с места на машине. Спустя примерно всего два месяца следователи задержали подозреваемых в исполнении заказа.– В том случае была проведена кропотливая работа следователей-криминалистов. Работало практически половина отдела. Это очень масштабная работа по видеокамерам на протяжении месяца. Неоднократно след преступников терялся, но при просмотре камер по всему периметру возможного перемещения они заново находились. В связи с этим была построена полностью вся цепочка – кто куда перемещался. Уже в последующем были установлены эти лица и получены признательные показания, – рассказал Алексей Дереза.В целом, как пояснил он, все нераскрытые дела все равно отрабатываются. К примеру, дело Наташи Матюхиной из села Усть-Тарка спустя практически 13 лет вернули на стадию расследования после кропотливой работы криминалистов.– Дела не лежат на полках. Каждый следователь-криминалист в нашем отделе знает все свои приостановленные дела, которые совершены в прошлые годы. Он по мере возможности занимается каждым […]. У каждого следователя-криминалиста определенная зона обслуживания по управлению, то есть территориальные и следственные отделы, где они оказывают практическую и методическую помощь в расследовании уголовных дел. У каждого следователя-криминалиста такое дело (совершенное в отношении несовершеннолетних) стоит первым в очереди. Мы занимаемся таким преступлением и приходим к раскрытию. Это результат длительной и кропотливой работы, – рассказал Алексей Дереза.Судя по статистике, все преступники будут пойманы. И даже умершие виновники будут «осуждены»: по наблюдениям Алексея Дерезы, даже уже скончавшихся преступников криминалисты в силах найти и привлечь к ответственности.
Криминалист рассказал Сибкрай.ru, как новые технологии помогают ловить преступников, несмотря на давность совершенного преступления. Он также поделился деталями резонансных дел прошлых лет, произошедших в Новосибирской области.Заместитель руководителя отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета России по Новосибирской области, подполковник юстиции Алексей Дереза уверен, что каждого преступника рано или поздно найдут. По крайней мере, если в деле занят криминалист, пытающийся распутать клубок событий неочевидного преступления, то это точно рано или поздно случится.
– В современном мире совершить «идеальное преступление» крайне тяжело и практически невозможно, – поделился с Сибкрай.ru размышлениями Алексей Дереза. – Существует очень много методов раскрытия, которыми мы пользуемся и которые нам помогают. Сейчас процент раскрываемости в Новосибирской области практически равен 100 %.В субботу, 19 октября, отмечается юбилейная 70-я годовщина создания службы криминалистики. В СССР она была при прокуратуре. В современное время криминалисты работают при Следственном комитете, с момента основания ведомства – 2011 года. Криминалист Алексей Дереза попал в СУ СКР с момента его появления, а в отдел криминалистики с 2018 года. В честь знаменательной даты Алексей Дереза рассказал редакции о деталях своей работы.Каждый отдел криминалистики – особенный. В них работают наиболее опытные профессионалы.– В отличие от следователя, следователь-криминалист обращает внимание на все мелочи – помогает следователю в изъятии каких-то предметов, вещей и так далее. Следователь-криминалист, как правило, выезжает не на все преступления. Но бывают выезды на «бытовые» преступления. В «бытовых» обычно все сразу понятно и ясно. Наше участие в таких делах минимизировано. В основном выезжаем, когда знаем, что ведет дело молодой следователь – у него мало опыта и стажа. Помогаем в обязательном порядке, – объясняет Алексей Дереза.Работать по «бытовым» преступлениям следователям-криминалистам приходится из-за того, что таких наибольшее количество. Среди них попадаются и особо тяжкие: против половой неприкосновенности, изнасилования, убийства или причинение смерти по неосторожности. К слову, часто «бытовые» преступления совершают будучи под градусом.
Профиль криминалистов – тяжкие и особо тяжкие преступления, резонансные в обществе дела. Все они совершенны неочевидным способом или человеком. Задача профессионалов на выезде – составить всю картину произошедшего.– В деле мы абсолютно неразлучны со следователем. Следователь – главное лицо в раскрытии уголовного дела. Мы как инструмент, который помогает следователю в расследовании. Мы сопровождаем дела, оказываем практическую и методическую помощь. У нас существует очень много криминалистической техники, которую мы используем во время выезда на месте преступления. Следователь, по большей мере, не пользуется этой техникой, у него другие задачи в работе, а наша – «помочь» следователю использовать эту криминалистическую технику. Своих следователей мы учим ей пользоваться, помогаем. Но, опять же, какая бы не была высокотехнологичная криминалистическая техника, без участия следователя-криминалиста какого-либо результата не получится, потому что она может показать какой-либо факт. Например, на месте происшествия мы видим какой-то след. Мы не можем визуально понять, что это – кровь или жидкость иного происхождения. Техника помогает нам на месте сразу определить – кровь это или нет, и в дальнейшем двигаться в правильном направлении. Часто бывают случаи, когда, все в каких-то пятнах, следователь может предположить без элементарных инструментов, что это кровь и пойти по ложному следу, – описал роль следователя-криминалиста Алексей Дереза.
Криминалистика, как комплекс методов и наука, не стоит на месте. К примеру, сейчас эксперты пробуют нейросети в своей работе. Но пока что этот инструмент экспериментальный и, по большому счету, только «прощупывается» и какой-либо особой роли в профессии практически не играет. Однако в область криминалистики уже плотно вошло отслеживание преступников по камерам наружного видеонаблюдения, восстановление удаленной информации с цифровых носителей, взлом «запароленной» техники. Получилось также отслеживать ДНК по преступлениям, совершенным в прошлом.К примеру, Алексей Дереза вспомнил о преступлении, раскрытом в прошлом году. Совершено оно было зимой 1998 года – женщину изнасиловали и убили. Раздетое тело, лежавшее на шубе, нашли на улице. Алексей Дереза назначил ДНК-экспертизу по изъятой шубе – там нашли следы биоматериала подозреваемого.– Выделили ДНК-профиль возможного преступника. Вернулись к тем лицам, которые ранее попадали в наше поле зрения. Установили лицо, задержали, доставили в отдел и проверили на полиграфе, то есть провели психофизиологическое исследование. Во время полиграфа он дал признательные показания. Сейчас осужден – получил 15 лет и 6 месяцев лишения свободы, – рассказал Алексей Дереза. Именно он занимался этим делом.Как оказалось, преступником был односельчанин погибшей. Зацепиться следователям было не за что: они были незнакомы – только видели друг друга на улице, но из-за внезапного конфликта на почве алкогольного опьянения произошло преступление. Раскрыто оно только благодаря ДНК-тесту.
Похожий случай благодаря работе криминалистов сейчас рассматривается в суде. Еще в 1997 году была обнаружена сгоревшая и изнасилованная пожилая женщина. Опять же, в свое время был выявлен список подозреваемых, однако один скрылся на территории другого государства.– Гражданина поставили на контроль. Выяснили, что он раз в пять лет возвращался в Россию. В прошлом году, когда он пересек территорию Российской Федерации, нам об этом сообщили. Мы оперативно сработали. Он первоначально дал признательные показания. Но пока дело рассматривается. Приговор еще не вынесен, – пояснил Алексей Дереза.А при помощи развитой системы камер видеонаблюдения в Новосибирске следователям-криминалистам удалось раскрыть резонансное преступление 2023 года, когда киллеры устроили покушение на одного из бизнесменов. Бандиты стреляли в машину предпринимателя на автопарковке, выпустив семь пуль. Потерпевший чудом выжил. Группа скрылась с места на машине. Спустя примерно всего два месяца следователи задержали подозреваемых в исполнении заказа.– В том случае была проведена кропотливая работа следователей-криминалистов. Работало практически половина отдела. Это очень масштабная работа по видеокамерам на протяжении месяца. Неоднократно след преступников терялся, но при просмотре камер по всему периметру возможного перемещения они заново находились. В связи с этим была построена полностью вся цепочка – кто куда перемещался. Уже в последующем были установлены эти лица и получены признательные показания, – рассказал Алексей Дереза.В целом, как пояснил он, все нераскрытые дела все равно отрабатываются. К примеру, дело Наташи Матюхиной из села Усть-Тарка спустя практически 13 лет вернули на стадию расследования после кропотливой работы криминалистов.– Дела не лежат на полках. Каждый следователь-криминалист в нашем отделе знает все свои приостановленные дела, которые совершены в прошлые годы. Он по мере возможности занимается каждым […]. У каждого следователя-криминалиста определенная зона обслуживания по управлению, то есть территориальные и следственные отделы, где они оказывают практическую и методическую помощь в расследовании уголовных дел. У каждого следователя-криминалиста такое дело (совершенное в отношении несовершеннолетних) стоит первым в очереди. Мы занимаемся таким преступлением и приходим к раскрытию. Это результат длительной и кропотливой работы, – рассказал Алексей Дереза.Судя по статистике, все преступники будут пойманы. И даже умершие виновники будут «осуждены»: по наблюдениям Алексея Дерезы, даже уже скончавшихся преступников криминалисты в силах найти и привлечь к ответственности.