ГАЗЕТА "СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИИ" №19 (145) 15 ОКТЯБРЯ 2024

17:05 17.10.2024

Если бы каким-то чудом самый известный детектив всех времен и народов Шерлок Холмс оказался сейчас на месте преступления и наблюдал за работой современных следователей-криминалистов, то немало удивился бы и позавидовал. В отличие от него у нынешних специалистов в арсенале десятки уникальных экспертиз, многочисленные камеры наблюдения. В одном только криминалистическом чемодане более 80 приборов и приспособлений. Объединяет же книжного персонажа и современных следователей неизменный во все времена метод дедукции, который предполагает мастерское построение логической цепочки на основе имеющихся фактов.
Наступил на горло
Главная задача следователя-криминалиста – найти на месте происшествия улики, которые приведут к преступнику и станут доказательствами его вины. Специалисты СУ СК России по Республике Марий Эл выезжают только на тяжкие, особо тяжкие и половые преступления. Следы могут быть биологическими – кровь, пот, слюни, запаховыми – здесь не обойтись без служебной собаки-ищейки, также с места преступления могут быть изъяты отпечатки пальцев и обуви.
«Необычный случай произошел в Йошкар-Оле, когда на преступника указал след обуви, – делится воспоминаниями Станислав Соловьев, старший следователь-криминалист следственного управления СК России по Республике Марий Эл. – Компания молодых людей жестоко избила потерпевшего, но не это стало причиной его смерти. Кто-то встал ему на горло и таким жутким образом задушил. Никто из подозреваемых в убийстве не признавался. Свидетели указывали на одного из парней, но он все отрицал. Главным доказательством его вины стал четкий отпечаток обуви на шее погибшего, который полностью совпал с подошвой ботинок этого человека. Только тогда он рассказал правду».
Бегом по крышам
Большая часть убийств случается во время пьяного застолья. В таких ситуациях следователю-криминалисту помогают следы пальцев рук. И как бы ни старался злодей избавиться от улик, его «пальчики» все равно где-нибудь останутся – на бутылке, рюмке, орудии убийства. А дальше, как говорится, дело техники, остается лишь сравнить отпечатки у всех подозреваемых и изобличить душегуба. «Железными» доказательствами являются и следы крови потерпевшего. Сегодня генетическая экспертиза абсолютно точно определяет их принадлежность.
«В Моркинском районе в болоте обнаружили тело зверски избитого местного жителя, – рассказывает Станислав Евгеньевич. – Надо было установить, где именно произошла расправа. Нашлись свидетели, которые видели, как преступник убегал по крышам гаражей, а за ним гнались преследователи. Казалось, что прошедшие за три дня дожди уже смыли все следы. Но исследуя одну за другой крыши гаражей, я заметил небольшое темное пятно, оно совсем не походило на кровь. Однако аппарат показал в ультрафиолете, что это все-таки она. Эксперты установили ее принадлежность потерпевшему. Стало ясно – преступление совершено именно в этом месте. Виновных установили быстро, найденные там же улики указывали на них».
Оборванные «нити»
Осенним утром местная жительница пошла затопить баню и возле хозпостроек увидела бездыханное тело 71-летней соседки. Рядом лежала отрезанная голова.
«Никаких улик, указывавших на убийцу, на месте преступления не оказалось, – делится Станислав Соловьев. – Мы выяснили, что пожилая женщина врагов не имела, жила одна, ее часто навещали две взрослые дочери. Проверили мобильник женщины – накануне и тем утром она ни с кем не созванивалась. Никто не видел, как произошло убийство. Односельчане отзывались о пенсионерке как о добром человеке, она со всеми ладила. Мы начали отрабатывать в округе всех ранее судимых, особое внимание уделили тем, кто совершил убийство. Таких оказалось трое, один не только отправил на тот свет человека, но и отрезал ему голову. Однако кто-то из подозреваемых еще отбывал наказание, кто-то уже умер. Тогда сосредоточились на тех, кто страдает расстройством психики: нормальный человек не мог пойти на такую жестокость».
Среди подозреваемых оказался 36-летний пасечник. У мужчины явно имелись отклонения и случались вспышки агрессии. Бывало, он грозил соседям смертью, а однажды принялся усердно колотить топором в чужие ворота. В детстве он ничем не отличался от сверстников, хорошо учился, отслужил в армии, потом окончил вуз. Однако у него никогда не было девушки. Родители – вполне порядочные и обеспеченные люди – купили сыну дом, и он с упоением занялся разведением пчел и что-то все время строчил в толстой тетради с красной обложкой. Но никому не разрешал в нее заглядывать. В последние годы странности усилились, он не пускал на порог даже родителей.
Попав на допрос к следователю, подозреваемый заявил, что и пальцем никого не трогал, а потом стал излагать свою «теорию» о том, что люди с трехцветной ДНК подлежат уничтожению.
В доме пасечника провели обыск. На его обуви, одежде и ноже обнаружили кровь несчастной пенсионерки, а в секретной тетради – подробный план ее убийства. Чтобы найти преступника, следователям понадобилось всего три дня. Психиатры признали злоумышленника невменяемым, его отправили в спецстационар на принудительное лечение.